Требования к условиям и организации деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств

Требования к условиям и организации образовательной и методической деятельности МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» при реализации общеразвивающих программ в области искусств

Пояснительная записка

Настоящие Требования разработаны во исполнение части 21 статьи 83 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ-273), в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. №191-01-39/06-ГИ) и Методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в области искусств –Москва,2015 г.

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с целью определения особенностей организации общеразвивающих программ в области искусств, а также осуществления образовательной и методической деятельности при реализации указанных образовательных программ в МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска».

Общеразвивающие программы в области искусств должны способствовать эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию (часть 1 статьи 83 ФЗ-273).

Общеразвивающие программы в области искусств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно (часть 5 статьи12) с учетом настоящих Рекомендаций (часть 21 статьи 83 ФЗ-273), а также кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска».

Общеразвивающие программы в области искусств являются аналогом учебных планов общего художественного образования детей, разработанные Министерством культуры СССР в 80-годы ХХ века.

Общеразвивающие программы должны основываться на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивать развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. В ДШИ общеразвивающие программы могут стать зоной эксперимента в освоении новых образовательных практик с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).

При разработке и реализации в МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» общеразвивающих программ в области искусств в обязательном порядке учитывается занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.

С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования реализация общеразвивающих программ рекомендуется для детей в возрасте от 6 до 18 лет включительно, а также для взрослых на платной основе.

По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.

Требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации общеразвивающих программ в области искусств в МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска».

Минимум содержания общеразвивающей программы в области искусств должен обеспечивать развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей учащегося, его личностных и духовных качеств.

Общеразвивающие программы в области искусств реализуются посредством:

- личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;

- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;

- обеспечения свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей учащегося, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств.

При реализации общеразвивающих программ в области искусств ДШИ устанавливает самостоятельно:

- планируемые результаты освоения образовательной программы;

- график образовательного процесса и промежуточной аттестации;

- содержание и форму итоговой аттестации;

- систему и критерии оценок.

Положение о текущем контроле знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся является локальным нормативным актом МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска», который принимается органом самоуправления образовательной организации (Педагогическим советом школы, Методической коллегией, Советом родителей и др.) и утверждается руководителем.

В процессе промежуточной аттестации учащихся в учебном году рекомендуется устанавливать не более четырех зачетов. Проведение промежуточной аттестации в форме экзаменов при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств не применяется.

В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации в ДШИ используются зачеты, контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, технические зачеты, контрольные просмотры, концертные выступления, театральные представления, выставки и т.д.

Текущий контроль успеваемости учащихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

В ДШИ разработаны критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости учащихся, итоговой аттестации. С этой целью создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.

Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам общеразвивающей программы в области искусств и её учебному плану.

Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна способствовать:

- формированию у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

- воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

Содержание общеразвивающих программ в области искусств должно основываться на реализации учебных предметов как в области художественно-творческой деятельности, так и в области историко- теоретических знаний об искусстве.

Рабочие учебные планы МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» группируются по следующим предметным областям:

- учебные предметы исполнительской подготовки;

- учебные предметы историко-теоретической подготовки,

- учебные предметы по выбору.

Содержание учебных предметов должно быть направлено на формирование у учащихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в том или ином виде (видах) искусств.

Требования к минимуму содержания и структуре общеразвивающей программы в области музыкального искусства (основы музыкального исполнительства, подготовка детей к обучению в школе)

Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

в области исполнительской подготовки:

навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);

- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- навыков публичных выступлений;

- навыков общения с аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

в области историко-теоретической подготовки:

- первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;

- знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);

- знаний основ музыкальной грамоты;

- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

Перечень учебных предметов: основы музыкального исполнительства: фортепиано, скрипка, виолончель, гитара, баян, аккордеон, домра, флейта, блок-флейта, саксофон, национальные инструменты и другие, инструментальный ансамбль, коллективное музицирование, чтение с листа, аккомпанемент, вокальный ансамбль, фольклорный ансамбль, хоровое пение, оркестр, сольное пение, постановка голоса, основы музыкальной грамоты, беседы о музыке, сольфеджио, музыкальная грамота, музыкальная литература, слушание музыки, гимнастика, ритмика и другие.

Требования к минимуму содержания и структуре общеразвивающей программы в области хореографического искусства

Результатом освоения общеразвивающей программы в области хореографического искусства является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

в области исполнительской подготовки:

- знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной площадке;

- знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических средств выразительности;

- умений исполнять танцевальные номера;

- умений определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;

- умений самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;

- навыков владения различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;

- навыков ансамблевого исполнения танцевальных номеров;

- навыков сценической практики;

- навыков музыкально-пластического интонирования;

- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы.

в области историко-теоретической подготовки:

- первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области хореографического искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области хореографического искусства;

- знаний основных средств выразительности хореографического и музыкального искусства;

- знаний наиболее употребляемой терминологии хореографического искусства.

Перечень учебных предметов: ритмика, классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, композиция и постановка танца, музыкальная грамота, история хореографического искусства и другие.

Требования к минимуму содержания общеразвивающей программы в области декоративно-прикладного искусства: народные ремесла

Результатом освоения общеразвивающей программы в области декоративно-прикладного искусства: народные ремесла является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

в области художественно-творческой подготовки:

- знаний основных средств выразительности декоративно-прикладного

искусства;

- умений копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества, народных художественных ремесел;

- навыков работы в различных техниках и материалах;

- навыков подготовки работ к экспозиции.

в области историко-теоретической подготовки:

- первичных знаний о видах народного художественного творчества;

- первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области декоративно-прикладного искусства;

- знаний основных средств выразительности декоративно-прикладного искусства, народных художественных ремесел;

- знаний наиболее употребляемой терминологии декоративно- прикладного искусства, народных художественных ремесел.

Перечень учебных предметов: народные ремесла: художественное ткачество, художественная роспись, вышивка, бисероплетение, художественная резьба по дереву, работа с кожей, изготовление игрушки, конструирование одежды, лоскутное шитье, национальная кукла и другие, народный театр, народные обряды и другие.

Учебные планы общеразвивающих программ в области искусств разработаны на четырехлетний срок обучения, а также с учетом опыта последних десятилетий по реализации в детских школах искусств программ художественно-эстетической направленности в области музыкального, хореографического и фольклорного искусства, которые предполагают срок освоения учебных программ 7 (5) лет.

Требования к условиям реализации общеразвивающих программ в области искусств

Для реализации общеразвивающих программ в МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» предусмотрены аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия. При этом аудиторные занятия могут проводиться по группам (групповые и мелкогрупповые занятия) и индивидуально с каждым учащимся.

Количество обучающихся при групповой форме занятий — от 10 человек, при мелкогрупповой форме - от 4-х до 10 человек, при этом такие учебные предметы, как «Ансамбль», «Подготовка концертных номеров», «Подготовка сценических номеров» могут проводиться в мелкогрупповой форме от 2-х человек.

Продолжительность академического часа устанавливается уставом МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» и может составлять от 30 минут (подготовка детей к обучению в детской школе искусств) до 60 минут с обязательными 10-минутными перерывами между уроками.

Объем самостоятельной (домашней) работы учащихся в неделю по учебным предметам определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом параллельного освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и среднего общего образования).

Общеразвивающие программы в области искусств в МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» реализуются параллельно с предпрофессиональными программами в области искусств (часть 3 статьи 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ). С учетом рекомендаций Минкульта России (письмо от 19.11.2013 №191-01-39/06-ГИ) для обеспечения сбалансированной организации образовательной деятельности в МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска»» установлены общие для общеразвивающих программ и дополнительных предпрофессиональных программ временные сроки по продолжительности учебного года, каникулярного времени, академического часа.

Качество реализации общеразвивающих программ в области искусств должно обеспечиваться за счет:

- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей)

- содержания общеразвивающей программы в области искусств;

- наличия комфортной развивающей образовательной среды;

- наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 10 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по общеразвивающим программам в области искусств.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 34-35 недель - реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных предпрофессиональных образовательных программ.

МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» может взаимодействовать с другими образовательными организациями, реализующими образовательные программы в области искусств, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, использования передовых педагогических технологий.

Реализация общеразвивающих программ в области искусств в ДШИ должна обеспечиваться учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.

Внеаудиторная работа может быть использована учащимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (театров, филармоний, концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих мероприятиях проводимых ДШИ.

Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем.

Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» в соответствии с перечнем учебных предметов учебного плана.

Материально-технические условия МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» должны обеспечивать возможность достижения учащимися результатов, предусмотренных общеразвивающей программой в области искусств, разработанной школой.

Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательная организация должна соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта.

Минимально необходимый для реализации общеразвивающих программ в области искусств перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения должен соответствовать профилю общеразвивающей программы в области искусств и быть ориентирован на федеральные государственные требования к соответствующим дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств.

В МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» необходимо наличие:

- залов (концертных, танцевальных) со специальным оборудованием согласно профильной направленности образовательной программы;

- библиотека;

- учебных классов (аудиторий) для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным учебным оборудованием (столами, стульями, шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и видеоаппаратурой, хореографическими станками и др).

Учебные классы (аудитории) должны быть оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.

Наверх