Пояснительная записка
Настоящие Требования разработаны во исполнение части 21 статьи 83 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ-273), в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. №191-01-39/06-ГИ) и Методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в области искусств –Москва,2015 г.
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с целью определения особенностей организации общеразвивающих программ в области искусств, а также осуществления образовательной и методической деятельности при реализации указанных образовательных программ в МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска».
Общеразвивающие программы в области искусств должны способствовать эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию (часть 1 статьи 83 ФЗ-273).
Общеразвивающие программы в области искусств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно (часть 5 статьи12) с учетом настоящих Рекомендаций (часть 21 статьи 83 ФЗ-273), а также кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска».
Общеразвивающие программы в области искусств являются аналогом учебных планов общего художественного образования детей, разработанные Министерством культуры СССР в 80-годы ХХ века.
Общеразвивающие программы должны основываться на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивать развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. В ДШИ общеразвивающие программы могут стать зоной эксперимента в освоении новых образовательных практик с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).
При разработке и реализации в МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» общеразвивающих программ в области искусств в обязательном порядке учитывается занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.
С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования реализация общеразвивающих программ рекомендуется для детей в возрасте от 6 до 18 лет включительно, а также для взрослых на платной основе.
По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.
Требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации общеразвивающих программ в области искусств в МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска».
Минимум содержания общеразвивающей программы в области искусств должен обеспечивать развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей учащегося, его личностных и духовных качеств.
Общеразвивающие программы в области искусств реализуются посредством:
- личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;
- обеспечения свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей учащегося, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств.
При реализации общеразвивающих программ в области искусств ДШИ устанавливает самостоятельно:
- планируемые результаты освоения образовательной программы;
- график образовательного процесса и промежуточной аттестации;
- содержание и форму итоговой аттестации;
- систему и критерии оценок.
Положение о текущем контроле знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся является локальным нормативным актом МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска», который принимается органом самоуправления образовательной организации (Педагогическим советом школы, Методической коллегией, Советом родителей и др.) и утверждается руководителем.
В процессе промежуточной аттестации учащихся в учебном году рекомендуется устанавливать не более четырех зачетов. Проведение промежуточной аттестации в форме экзаменов при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств не применяется.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации в ДШИ используются зачеты, контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, технические зачеты, контрольные просмотры, концертные выступления, театральные представления, выставки и т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
В ДШИ разработаны критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости учащихся, итоговой аттестации. С этой целью создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам общеразвивающей программы в области искусств и её учебному плану.
Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна способствовать:
- формированию у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
- воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
Содержание общеразвивающих программ в области искусств должно основываться на реализации учебных предметов как в области художественно-творческой деятельности, так и в области историко- теоретических знаний об искусстве.
Рабочие учебные планы МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» группируются по следующим предметным областям:
- учебные предметы исполнительской подготовки;
- учебные предметы историко-теоретической подготовки,
- учебные предметы по выбору.
Содержание учебных предметов должно быть направлено на формирование у учащихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в том или ином виде (видах) искусств.
Требования к минимуму содержания и структуре общеразвивающей программы в области музыкального искусства (основы музыкального исполнительства, подготовка детей к обучению в школе)
Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);
- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения с аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
в области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
- знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
- знаний основ музыкальной грамоты;
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
Перечень учебных предметов: основы музыкального исполнительства: фортепиано, скрипка, виолончель, гитара, баян, аккордеон, домра, флейта, блок-флейта, саксофон, национальные инструменты и другие, инструментальный ансамбль, коллективное музицирование, чтение с листа, аккомпанемент, вокальный ансамбль, фольклорный ансамбль, хоровое пение, оркестр, сольное пение, постановка голоса, основы музыкальной грамоты, беседы о музыке, сольфеджио, музыкальная грамота, музыкальная литература, слушание музыки, гимнастика, ритмика и другие.
Требования к минимуму содержания и структуре общеразвивающей программы в области хореографического искусства
Результатом освоения общеразвивающей программы в области хореографического искусства является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
- знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной площадке;
- знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических средств выразительности;
- умений исполнять танцевальные номера;
- умений определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;
- умений самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
- навыков владения различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
- навыков ансамблевого исполнения танцевальных номеров;
- навыков сценической практики;
- навыков музыкально-пластического интонирования;
- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы.
в области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области хореографического искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области хореографического искусства;
- знаний основных средств выразительности хореографического и музыкального искусства;
- знаний наиболее употребляемой терминологии хореографического искусства.
Перечень учебных предметов: ритмика, классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, композиция и постановка танца, музыкальная грамота, история хореографического искусства и другие.
Требования к минимуму содержания общеразвивающей программы в области декоративно-прикладного искусства: народные ремесла
Результатом освоения общеразвивающей программы в области декоративно-прикладного искусства: народные ремесла является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
в области художественно-творческой подготовки:
- знаний основных средств выразительности декоративно-прикладного
искусства;
- умений копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества, народных художественных ремесел;
- навыков работы в различных техниках и материалах;
- навыков подготовки работ к экспозиции.
в области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний о видах народного художественного творчества;
- первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области декоративно-прикладного искусства;
- знаний основных средств выразительности декоративно-прикладного искусства, народных художественных ремесел;
- знаний наиболее употребляемой терминологии декоративно- прикладного искусства, народных художественных ремесел.
Перечень учебных предметов: народные ремесла: художественное ткачество, художественная роспись, вышивка, бисероплетение, художественная резьба по дереву, работа с кожей, изготовление игрушки, конструирование одежды, лоскутное шитье, национальная кукла и другие, народный театр, народные обряды и другие.
Учебные планы общеразвивающих программ в области искусств разработаны на четырехлетний срок обучения, а также с учетом опыта последних десятилетий по реализации в детских школах искусств программ художественно-эстетической направленности в области музыкального, хореографического и фольклорного искусства, которые предполагают срок освоения учебных программ 7 (5) лет.
Требования к условиям реализации общеразвивающих программ в области искусств
Для реализации общеразвивающих программ в МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» предусмотрены аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия. При этом аудиторные занятия могут проводиться по группам (групповые и мелкогрупповые занятия) и индивидуально с каждым учащимся.
Количество обучающихся при групповой форме занятий — от 10 человек, при мелкогрупповой форме - от 4-х до 10 человек, при этом такие учебные предметы, как «Ансамбль», «Подготовка концертных номеров», «Подготовка сценических номеров» могут проводиться в мелкогрупповой форме от 2-х человек.
Продолжительность академического часа устанавливается уставом МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» и может составлять от 30 минут (подготовка детей к обучению в детской школе искусств) до 60 минут с обязательными 10-минутными перерывами между уроками.
Объем самостоятельной (домашней) работы учащихся в неделю по учебным предметам определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом параллельного освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и среднего общего образования).
Общеразвивающие программы в области искусств в МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» реализуются параллельно с предпрофессиональными программами в области искусств (часть 3 статьи 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ). С учетом рекомендаций Минкульта России (письмо от 19.11.2013 №191-01-39/06-ГИ) для обеспечения сбалансированной организации образовательной деятельности в МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска»» установлены общие для общеразвивающих программ и дополнительных предпрофессиональных программ временные сроки по продолжительности учебного года, каникулярного времени, академического часа.
Качество реализации общеразвивающих программ в области искусств должно обеспечиваться за счет:
- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей)
- содержания общеразвивающей программы в области искусств;
- наличия комфортной развивающей образовательной среды;
- наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 10 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по общеразвивающим программам в области искусств.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 34-35 недель - реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных предпрофессиональных образовательных программ.
МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» может взаимодействовать с другими образовательными организациями, реализующими образовательные программы в области искусств, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, использования передовых педагогических технологий.
Реализация общеразвивающих программ в области искусств в ДШИ должна обеспечиваться учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.
Внеаудиторная работа может быть использована учащимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (театров, филармоний, концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих мероприятиях проводимых ДШИ.
Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем.
Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» в соответствии с перечнем учебных предметов учебного плана.
Материально-технические условия МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» должны обеспечивать возможность достижения учащимися результатов, предусмотренных общеразвивающей программой в области искусств, разработанной школой.
Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательная организация должна соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта.
Минимально необходимый для реализации общеразвивающих программ в области искусств перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения должен соответствовать профилю общеразвивающей программы в области искусств и быть ориентирован на федеральные государственные требования к соответствующим дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств.
В МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска» необходимо наличие:
- залов (концертных, танцевальных) со специальным оборудованием согласно профильной направленности образовательной программы;
- библиотека;
- учебных классов (аудиторий) для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным учебным оборудованием (столами, стульями, шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и видеоаппаратурой, хореографическими станками и др).
Учебные классы (аудитории) должны быть оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.